Современные интернет-технологии как инструмент развития региональной политики.

Аналитическая статья директора Агентства "Просто Люди" Несмашного А.О. о перспективах интернет-технологий как инструмента развития региональной политики.

Регион – основа федерации.

Развитие региональной политики является сегодня одним из приоритетных направлений деятельности в Российской Федерации.По словам президента РФ, одной из важнейших задач должно стать создание сильной и самостоятельной власти на местах: «Уверен, … сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности», - отметил Путин в Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года. «Повторю, считаю важнейшей задачей – уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и, в основном, законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году».

В апреле 2014 года Правительство Российской Федерации своим постановлением №307 утверждает государственную программу развития региональной политики на 2015-2020 годы – «Региональная политика и федеративные отношения». В состав государственной программы включены три подпрограммы:

1. «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием»;

2. «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»;

3. «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Реализация государственной программы направлена на сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, повышение конкурентоспособности экономики регионов, а также сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов и качестве жизни населения.

Помимо взаимоотношения региона и федерации, региональная политика включает не менее значимый аспект общественных отношений как политическая конкуренция внутри региона. Взаимодействие и борьба региональных элит напрямую отражаются на качестве уровня жизнедеятельности в регионе. Как отмечает Джейсон Браунли, хотя само по себе наличие конкуренции на выборах не ведет к демократизации системы, шансов демократизироваться у региона гораздо больше.

Прежде всего, участие в демократических практиках стимулирует развитие гражданского общества. Опыт выборов, проходивших за последние 20 лет в Африке, показывает, что демократическое поведение ведет к зарождению и укреплению демократических ценностей. Подобную зависимость исследователи обнаруживают и на примере Латинской Америки, и на примере выборов в деревнях Китая. Сценарий во всех случаях примерно один: приход на избирательный участок, выражение своей позиции - это уже некое активное действие. Поэтому участие даже в фиктивных практиках мобилизует и организует избирателей, приводя в итоге к развитию гражданского общества и в перспективе - к демократизации страны .

Для региональных элит участие в активной политической конкуренции всегда сопряжено с рядом сложностей. С одной стороны, опасность для оппозиционных элит в том, что власть воспользуется административным ресурсом. Но, с другой стороны, выборы позволяют оппозиционерам четко сформулировать и донести свои идеи до избирателя и мобилизовать сторонников. Понятная угроза утраты власти при конкурентной борьбе преследует провластные элиты. К тому же, выборы дают предлог выступить против системы (сославшись на фальсификацию и т. д.), вызвать эффект «Протестного голосования». Складывается ситуация при которой региональная власть зачастую, пользуясь своим положением, стремится ограничить участие своих оппонентов в конкурентной политической борьбе. Особенно явно это прослеживается в условиях «Монополии на СМИ».

Интернет-технологии или эпоха новых коммуникаций. Для развития политического пространства региона огромное значение приобретает «политическая коммуникация». Под политической коммуникацией понимается процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов. Политическая коммуникация, являясь способом и средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, опосредуется ценностями и нормами последней. Характер политической коммуникации в обществе и уровень ее развития во многом определяются состоянием общей и политической культуры. Сегодня стремительно набирающий популярность способ обмена информацией – Интернет, все чаще используется и в политической коммуникации, активнее вовлекая в политическую жизнь такую важную электоральную страту как молодежь. Сейчас уже можно говорить, что Интернет в целом и Интернет-технологии в частности, становятся альтернативным способом распространения информации, даже в условиях «монополии на СМИ».

С точки зрения частоты использования интернет-технологии делятся на два типа: тиражируемые – т.е. рассчитанные на широкое применение в независимости от конкретных условий и уникальные – т.е. создаваемые только в строго определенных рамках и для узкоспециального контингента. Тиражируемые интернет-технологии, в свою очередь, состоят из подтипов: информационные, интерактивные, коммуникативные.

Основными чертами первого - информационного вида, является возникновение и функционирование возможности доступа широких кругов общественности к интересующей их информации об участниках политического процесса. К данному виду Интернет-технологий следует отнести многочисленные сайты «старой закалки», которые не предусматривают возможности полноценной сетевой коммуникации «автор-пользователь-автор», а обеспечивают потребление информации в одностороннем порядке, от сайта к пользователю. Подобные инструменты могут использоваться как политическими партиями, так и политическими лидерами, находящимися как у власти, так и в оппозиции (в основном во время предвыборных кампаний). Например, официальный сайт партии КПРФ (http://kprf.ru/) или сайт Саратовской городской Думы (http://www.saratovduma.ru/).

Второй вид тиражируемых интернет-технологий – интерактивный. Инициаторы коммуникации, как на собственных ресурсах, так и на сторонних, активно начинают применять технологии обратной связи с пользователями. В этом случае увеличивается число интерактивных сервисов общения, и совершенствуются технологии уже существующих сервисов. Возможноиспользование подобных интернет-технологий преимущественно в период региональных избирательных кампаний для достижения вполне конкретных политических целей.

В третьем виде - коммуникативном, используются и развиваются электронные технологии первых двух типов – как со-направленные, так и обеспечивающие интерактивную обратную связь. На данном этапе появляется возможность политического участия не только в период предвыборной гонки, но и в процессе принятия управленческих решений регионального масштаба. Пользователи имеют возможность напрямую обращаться к участникам политического процесса в целом и к лицам, принимающим политические решения в частности. К этому виду тиражируемых интернет-технологий принадлежат сервисы государственных и частных компаний, со страницей вопросов-ответов, возможностью отправить свой комментарий о качестве работы или обслуживания, сайты опросы учета мнения и голосования, сайты с онлайн петициями, а также личные официальные сайты политических деятелей, использующие возможности обратной связи по конкретным проблемам и темам. Например, официальный сайт Никиты Белых (http://www.belyh.ru/), Алексея Навального (http://navalny.ru/) и Дмитрия Медведева (http://da-medvedev.ru/).

Что касается уникальных интернет-технологий, то они могут представлять собой нетривиальное использование какого-либо интернет ресурса или инструмента в политической сфере, которое прежде было невозможно или просто никем не использовалось, либо неожиданное сочетание нескольких интернет-технологий, превратившееся в результате в единый продукт. Наиболее яркий пример из последней политической практики – активная Digital работа в Интернете команды Алексея Навального во время выборов мэра Москвы, которая позволила набрать ему 27% голосов.

Интернет-технологии как инструмент развития региональной политики. Рассмотрим возможности применения интернет-технологий по конкретным направлениям развития региональной политики.

Таким образом, становится очевидным целесообразность использования интернет-технологий как инструмента стимулирующего развитие политической коммуникации. Но для того, чтобы технологии использовались корректно, оказывали положительный эффект зачастую необходим предварительный анализ уровня политической коммуникации; мониторинг активности региональных элит и электорального участие.

Практическое применение Инетрнет-технологий. Сегодня специально организованная политиком работа в сети уже не редкость, а скорее нарастающая тенденция. Но применение интернет-технологий требует высокого профессионализма, если не от самого политика, то от людей осуществляющих для него эту деятельность. Так, например, проведенное весной прошлого года исследование работы интернет-технологий молодежных отделений парламентских партий, показало следующее: Всего исследованию подверглись 53 интернет-ресурса: 16 сайтов и интернет-порталов; 21 группа в социальных сетях; 10 блогов и микроблогов; 6 медиа-хранилищ(см. приложения), принадлежащих к четырем официальным молодежным отделениям парламентских партий современной Россиии ежедневно привлекающих внимание аудитории в размере 51 820 человек. Был осуществлен мониторинг деятельности интернет-ресурсов молодежных отделений парламентских партий в промежуток с августа 2013 года (старт информационных кампаний к выборам мера г. Москвы) по март 2014 года (включение Крыма в состав РФ).

На основе проведенного анализа можно говорить, что при относительно равных «стартовых позициях» (количество интернет-технологий; представительства на других ресурсах) молодежных отделений получаются разные результаты работы. Так, например МГЕР, ЛКСМ РФ и «Время молодых» эксплуатируют вместе 93% всех исследуемых интернет-технологий, примерно в равных долях (МГЕР – 35%; ЛКСМ РФ - 33%; «Время молодых» - 25%), так же примерно в равной степени они делят между собой 92% внешних ресурсов (МГЕР - 43%; ЛКСМ РФ - 22%; Время молодых - 27%). Тогда как результативные показатели работы интернет-технологий отличаются заметно – МГЕР концентрирует на своих ресурсах 67% аудитории привлекаемой всеми молодежными отделениями, ЛКСМ РФ – 18%, «Время молодых» - 13%. «Справедливые силы» используя 7% всех рассматриваемых интернет-технологий получают только 2% привлекаемой аудитории. Особое внимание следует обратить на показатель «Интенсивности работы интернет-технологий», от интенсивности работы интернет-технологий напрямую зависит эффективность работы в интернете в целом, что наглядно демонстрируют результаты – 49% всей размещаемой информации принадлежит МГЕР; «Время молодых» - 28%; ЛКСМ РФ - 22%; «Справедливая Сила» - 1%. Исследование показало, что наиболее популярным, а следовательно и наиболее эффективным инструментом работы с молодежной аудиторией в интернете являются представительства в социальных сетях и микроблогах, так например МГЕР посредствам социальных сетей и микроблогов привлекает 71% всей своей аудитории; ЛКСМФ РФ – 98%; «Время молодых» – 98%; «Справедливые силы» - 99%.

Исследование, очевидно, демонстрирует какую серьезную роль может играть умелое использования интернет-технологий. Особенно если учитывать относительно бюджетные издержки такого средства распространения информации в сравнении с классическими печатными или радиоволновыми средствами.

Центр развития региональной политики. В рамках рассматриваемой проблемы особую роль играет Центр развития региональной политики, который начинает свою работу на территории Саратовской области в этом году. Центр развития региональной политики, помимо основной своей деятельности по сбору и анализу информации о состоянии региональной политики, подготовке политических рейтингов, составлении персональных рекомендаций и организаций научно-практических мероприятий, особое внимание будет уделять мониторингу политической активности в сети интернет. Формирование рейтинга политических персон, в том числе и по активности в сети, позволит стимулировать элиты к большему участию в новом для них медиа-пространстве. В условиях «свободного» общения и невозможности тотального контроля, интернет становится площадкой для реальной политической конкуренции. Центр развития региональной политики в качестве основы своей деятельности берет исследовательский потенциал входящих в центр экспертов политологов, социологов, политических технологов, главных редакторов региональных изданий СМИ. Основная цель центра – способствовать развитию региональной политики, в том числе путем стимуляции политических акторов к активному использованию интернет-технологий.